Система разделения властей - Разделение властей

В таком случае, пожалуйста, повторите заявку. Теории разделения властей уделяется много внимания и в зарубежной, и в современной российской литературе, поскольку это одна из самых неоднозначных и противоречивых. Само разделение властей существовало и в античные времена, но сформулирована, обобщена изложена на бумаге теория разделения властей была только в 17 — 18. Теория разделения властей не могла возникнуть на пустом месте.

Она возникает и начинает материализоваться лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан.

Теория разделения властей исходила из вполне рациональной предпосылки: Естественно, что более эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из. Будучи относительно независимыми, эти три вида власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга. В мире нет единого представления об идеологической, социально-политической важности и практической значимости данной теории.

Спектр мнений и суждений весьма велик: Нескончаемые споры идут вокруг вопросов, касающихся оптимального соотношения законодательной исполнительной власти, а также места и роли судебных органов в этой системе.

2.Современная система разделения властей

В одних случаях делается акцент на том, что суд должен выступать своего рода гарантией сложившегося равновесия; в других случаях суд должен выступать как арбитр, посредник между законодательной исполнительной ветвями; в третьих случаях — своими решениями приспосабливать непрерывно возрастающую государственную структуру к конституционным требованиям разделения властей. Принцип разделения властей может реализовываться по разному в государствах с различными формами правления.

Наиболее полно и последовательно этот принцип реализуется в парламентских республиках, так как здесь законодательные права парламента ничем не ограничены, он занимает определяющее место в системе государственной власти, а правительство полностью подотчетно парламенту, и в унитарных государствах как простых государствах.

Сложнее принцип разделения властей реализовывается в президентских и смешанных республиках, так как здесь законодательные права парламента ограничены правом отлагательного вето Президента, а правительство либо вообще подотчетно парламенту, либо имеет двойную ответственность, то есть подотчетно и Президенту и правительству.

И уж совсем сложно этот принцип реализуется в федеративных государствах так как возникает проблема с разграничением предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти. В федеративных государствах наряду с горизонтальным разделением на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, существует и вертикальное по уровням власти: В нашей стране Конституция Российской Федерации от 12 декабря г. Законодательная власть вверяется высшему представительному органу — парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители — депутаты.

Исполнительная власть, которая принадлежит Президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей.

В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается таким образом, в сложной системе "сдержек и противовесов", во взаимном контроле всех ветвей власти. Целями и задачами данной курсовой работы является всестороннее изучение вопроса теории разделения властей. Для этого мы должны рассмотреть:. Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей в том виде, в каком она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилось более лет.

Основателями ее считаются английский философ- материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье.

Она возникает и начинает материализоваться лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти, как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.

Именно в такой период, в конце 17. Локка разработаны основные положения и создан каркас здания под названием Теория разделения властей. При рассмотрении процесса создания теории разделения властей выделяют три фазы:. Создание собственно концепции, оформление отдельных ее частей и гармоничное соединение их воедино. Говоря о конкретных условиях и предпосылках создания Теории разделения властей необходимо учитывать не только объективные, но и субъективные факторы.

Объективные факторы - реально существующие условия и предпосылки, являются той основой, на которой возникают и функционируют как отдельные идеи, так и сама теория разделения властей. Субъективные факторы — политико-правовые и философские воззрения самих основателей доктрины. Будучи сторонником естественного права, общественного договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личностинаконец, идеологом компромисса и защитником идей либерализма Дж.

Локк не без оснований рассматривал разработанный им принцип или Теорию разделения властей как один из способов достижения сложившихся в его мировоззрении целей и решения ряда социально-политических задач. Представляя государство как совокупность людей, объединенных в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и созданной судебной инстанции, правомочной улаживать конфликты между ними, Дж. В соответствие с этим видением вопроса полномочия принимать законы законодательная власть возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их исполнительная власть — на монарха и правительство кабинет министров.

Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственно-властные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная. Все иные ветви власти подчинены ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие. Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неограниченной власти. Он считал, что поскольку она сама не подчиняются закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц.

Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека. Аналогичные идеи о Теории разделения властей развивались и дополнялись позднее в работах Ш. Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей гражданской свободы и выступая за строгое соблюдение законов, регулирование отношений между гражданами и государством, Монтескье также как и Локкусматривает в четком разделении властей и взаимном сдерживании не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но их защиту от государственного произвола и беззакония.

Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие механизма взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведут, по мнению мыслителя, к сосредоточении власти в руках одного лица, государственных органов или группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью. В отличие от идей Локка идеи Монтескье дополнялись наличием в Теории разделения властей помимо законодательной исполнительной еще и судебной властью и принципом независимости судей от первых двух властей.

Рассмотренная им триада из законодательной, исполнительной и судебной власти стала классической формулой теории конституционализма. В России особое внимание теории разделения властей уделял М.

Первый вариант предполагал лишь формальное действие теории разделения властей, настоящая же власть принадлежала бы самодержавию; во втором варианте самодержавие прикрывалось бы не только внешними формами, а действовало бы не только формально, но и фактически реально.

В советской и постсоветской литературе мало внимания уделялось теории разделения властей. До весны г. Говоря о взаимоотношениях законодательной исполнительной власти и о зачатках теории разделения властей в современной России необходимо исходить из существования трех относительно самостоятельных периодов становления и развития данного процесса:. В самом начале данного периода по инерции продолжало доминировать восприятие государственной власти в лице Советов как явления единого и неделимого.

Традиционно считалось, что в плане применения теории разделения властей к Российской действительности разделению подлежат не сами ветви государственной власти, а лишь властные функции. Причем вопрос о разделении функций нередко переносился с государственной сферы жизни на общественную и партийную. Огромное внимание уделялось четкому разделению функций государственных и партийных органов, недопустимости подмены и дублирования их друг другом.

Так, учреждение в г. Закрепление же в Конституции России в г. Сентябрь с момента издания Указа от 21 сентября г. Одна ветвь — исполнительная власть — подмяла под себя все другие ветви власти. Этим же актом было предложено Конституционному суду не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания. Данный Указ был во многом антиконституционным и, по мнению большинства, Президент не имел права ни на издание этого Указа, ни на издание последующих за ним Указов, развивающих многие положения первого.

На основе и во исполнение подобных Указов на территории РФ складывалась система своеобразной соподчиненности исполнительной власти — всех других государственных властей.

Принцип разделения властей продолжал функционировать лишь номинально, формально — юридически. Фактически же существовал скорее принцип технического распределения между различными государственными органами предметов ведения, сферы деятельности, функций, но отнюдь не разделения властей. КРФ 12 декабря г. Согласно КРФ законодательными и представительными органами РФ является Федеральное Собрание — Парламент. Он состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы ст. В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть в конституционном порядке, выделяются следующие:.

Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Прежде всего, рассмотрим само понятие "власть". В самом обобщенном виде власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств.

Ресурсы власти — это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть. Смысл идеи разделения властей — не допустить злоупотребления властью, ее монополизации, концентрации в пределах одной ветви. Современное смысловое содержание разделения властей, как принципа организации и функционирования государственной власти включает:.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря г. Законодательная власть — представительная.

Разделение властей в РФ

На основании выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве.

Верховенство — и это очень важно — не должно означать полновластия законодательных органов. Имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные проистекают из ее делегированности только народ обладает всей полнотой государственной властиопределяются принципиальной зависимостью от воли избирателей.

Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, дабы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву — конституции, иначе органы конституционного надзора могут признать его недействительным.

Законодательная власть — это делегированная коллегиальная власть. Локк писал, что в хорошо устроенных государствах, где принимается во благо целого, законодательная власть передается в руки различных лиц, которые, собравшись должным образом, обладают сами или совместно с другими властью создавать законы.

Не менее существенной функцией является финансовая, реализующаяся в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Есть и определенные распорядительные функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов. Немаловажную роль играет и осуществляемый ими контроль за работой правительства иных должностных лиц исполнительной власти.

В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к ответственности. Таким образом, законодательная власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Законодательная власть реализуется избираемым парламентом — высшим представительным органом государства. Парламент включает в себя две палаты:

См. также