Педагогическая технология понятия признаки - 10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий

Становление педагогической технологии, как самостоятельной науки. Через лет педагогической технологией были охвачены сферы образования всех развитых стран мира. В последующие годы география использования педагогической технологии непрерывно расширялась.

Период появления педагогической технологии характеризуется интенсивностью ускорения научно-технического прогресса НТП. Результатами науки этого периода стали потоки открытий, на основе которых разрабатывались новые поколения техники и технологий. Вырабатываемая продукция стала отличиться наукоемкостью, оригинальностью, сложностью, высоким качеством и эффективностью.

Способ и условия производства, интенсивно изменяясь, ставили перед системой образования кардинально новые требования. Чем же характеризуются условия интенсивного научно-технического прогресса и требования, предъявляемые им к системе образования? Во-первыхвозрастающей ролью науки. В ХХ столетии, особенно во второй ее половине, темпы развития науки достигли максимальных значений. Каждые лет основные показатели научной деятельности удваивались. Поэтому считается, что основным законом развития науки является экспоненциальность.

Высокие темпы развития науки в настоящее время поддерживаются все большей автоматизацией умственного труда. Интенсивное развитие науки приводит к интенсивному росту и обновлению научно-технической информации. Развитие науки по экспоненте означает лавинообразное ее развитие. Значит и рост научно-технической информации также является лавинообразным процессом.

Для обеспечения темпа всевозрастающего лавинообразного потока информации создаются и действуют современные телекоммуникационные информационные системы. Очевидно, что современные темпы роста и объем науки, информации, существенно отличаются от их состояния в предыдущие лет. Развитие науки, это область деятельности специалистов с высшим образованием.

Следовательно, система подготовки специалистов с высшим образованием должна обеспечить возможность усваивать поток современной информации, развить навыки научно-исследовательской деятельности, индивидуальной и самостоятельной работы, умений творческой работы с научно-технической информацией и учебно-научной литературой. Во-вторыхлавинообразность развития современной науки обеспечивается и возникновением новых видов наук на стыке известных х и более наук.

Родившись на стыке известных наук, новая наука — это новые научные направления, проблемы, темы и научные вопросы. Эти задачи подлежат решать наиболее талантливым выпускникам высшей школы. Поэтому современная система подготовки кадров должна развивать способности оригинального и нестандартного мышления, развивать навыки систематической, кропотливой работы над.

Студент должен уметь удивляться, восхищаться, только тогда он будет способен удивлять других своим творческим трудом. В-третьихлавинообразное развитие науки и аналогичная закономерность роста научно-технической информации способствует ускорению скорости передачи и обработки информации, в основе которой находится компьютерная техника. Использование современных информационных систем немыслимо без индивидуализации обучения.

Следовательно, сердцевиной современной системы обучения должна быть индивидуализация обучения. Поэтому актуальным становится задача — разработки и освоение технологий и средств индивидуализации обучения, самообразования, системы дистанционного образования. В-четвертыхособенностью НТП является резкое увеличение разновидностей инженерных решений. Быстрая смена материалов, технологических процессов, конструкций машин.

Повышения уровня автоматизации систем управления, сокращением сроков внедрения в производство результатов научных достижений. Так, например, если между открытием телефонной связи и его использованием прошло 56 лет, радио — 35, то телевизора — 14, атомной энергии — 6, транзистора — 5 лет.

Сейчас эти сроки, как правило, менее 1 года. Следовательно, система подготовки специалистов с высшим образованием должна быть направлена на формирование у них быстрой адаптации к непрерывно изменяющимся условиям производства, техники, технологии. Им должны быть свойственны: В-пятыхдля подготовки специалистов в высшей школе, отвечающим всем возрастающим требованиям интенсивного развития НТП, необходима интенсификация обучения, использование в обучении всего потенциала человеческого организма, его мозга.

То есть, необходима интенсификация символьно-зрительного обучения. Это означает, что при подаче информации в учебном процессе, необходимо использовать приемы структурирования и систематизации учебного материала, компьютеризацию обучения, использование учебного телевидения и др. В-шестыхкаждый человек от рождения — это индивидуум, то есть имеет только ему присуще задатки, способности к обучению, следовательно, задачей современной системы обучения должна быть учет и развитие индивидуальных способностей обучающегося.

Вырабатываемая продукция в условиях интенсивного научно-технического прогресса стала отличаться наукоемкостью, оригинальностью, сложностью, высоким качеством и эффективностью.

При многократном росте производительности оборудований и машин, их надежности, расход энергии на единицу продукции многократно уменьшился. Эти условия стали предъявлять адекватные требования к подготовке кадров. В период предшествующей интенсивности научно-техническому процессу вырабатываемая продукция не отличалась высокой надежностью и качеством. В связи с этим для изделий устанавливались периоды гарантированного ремонта, которые выполняли за счет предприятий изготовителей.

В этих условиях традиционная система обучения отвечала требованиям производства. С изменением условий производства качество подготовки специалистов на основах традиционной педагогики не стало соответствовать предъявляемым требованиям. Уровень качества подготовки значительного количества кадров в условиях возрастающей массовости обучения стал существенно отставать от темпов роста качества вырабатываемой продукции, то есть от уровня требований интенсивного научно-технического прогресса.

В условиях интенсивного развития науки, техники и технологии к системе обучения предъявляются следующие требования:.

Признаки педагогической технологии

Изложенное является подтверждением необходимости возникновения педагогической технологии с одной стороны и того, что она является продуктом интенсивного научно-технического прогресса с другой стороны.

В этой связи необходимо особо подчеркнуть влияние новых видов наук появившейся на стыке 2…3 и более известных наук на ускорение научно-технического прогресса. Педагогическая технология способствовала обеспечению подготовки кадров на уровне требований ускоренного научно-технического прогресса. Слагаемые педагогической технологии возникли также на основе требований соответствующей эпохи.

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. В Древней Греции педагогом называли раба, приставленный к ученику сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне.

Понятие педагогическая технология

Сначала эта отрасль знания разрабатывалась в недрах философии. В начале XVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом В том же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского Предметом педагогикиявляется процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях её обучения, образования, воспитания.

Тем самым педагогика предстает как наука об исследовании сущности развития и формирования человеческой личности и определения на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специального организованного педагогического процесса.

Педагогика как наука возникла в период становления расширенного производства, требующая организацию массового обучения. Для этой эпохи это означает искусство, которым владел ремесленник в изготовлении предметов, достигая его благодаря учению под руководством наставника, за счет своего усердия и природных данных. Учения ремеслу осуществлялось индивидуально.

Чаще всего секреты мастерства передавались по наследству, по семейному родству. Прерывание родства не редко приводило к потери секретов определенных ремесел.

К примеру, можно отметить потерю секретов приготовления природных красок нанесенных на купала, фасады, интерьеры медресе, мечетей и других древних сооружений Востока веками очаровывающие людей своей естественностью, красотой, обилием оттенок, неповторимостью, лучезарностью, долговечностью. Организация производства этих сложных и трудоемких машин и оборудований можно было только на основе детально разработанных технологических процессов оформленных в технологической документации. В этих документациях отражается совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий путем разделения сложного процесса на систему последовательных, взаимосвязанных процедур, действий и операций, которые выполняются относительно однозначно и достигают запланированных результатов.

Это стало основой расширенного и массового производства. Для нашей эпохи технология означает искусство выполнения определенной работы, овладение которым осуществляется на базе изучения технологической документации, в которых она зафиксирована.

Так как организация расширенного и массового производства потребовало наличие массового обучения. Таковым именно является научное наследие Я. Коменского, разработавшим основы массового обучения. Такой же закономерностью является возникновение педагогической технологии отвечающим несравнено высоким и сложным требованиям интенсивного научно-технического прогресса второй половины ХХ века.

Последнее характеризуется такими факторами как способ производства, средства обучения и система обучения Рис. Современное развитие характеризуется тем, что наука стала непосредственной производительной силой общества. Вместе с этим возникновение педагогической технологии связано с тем, что преподавательская деятельность — это такая же производительная деятельность, как и любая другая.

Термин педагогическая технология ещё не стандартизован и поэтому имеет множество определений. ПТ — это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования в их учебных ситуациях Пальчевский, Фриднан. ПТ — это системное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса В.

ПТ — это искусство обучения посредством машин или инженерное искусство имитации педагогической деятельности Г. ПТ — это есть комплексный, интегральный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологиям США.

При наличии множества определений педагогической технологии и отсутствием стандартизации этого термина, целесообразно обратиться к её определению, данное такой авторитетной организацией, как ЮНЕСКО:.

Из этого определения можно выделить обязательные признаки педагогической технологии — это системность и эффективность. К этому следует добавить ещё один из обязательных составляющих признаков педагогической технологии — это воспроизводимость. С учетом этого педагогическую технологию можно охарактеризовать как создание использование оптимизированного, унифицированного и воспроизводимого учебного процесса.

Педагогикой накоплен громадный массив теоретических знаний и практического опыта. Однако до второй половины ХХ века ни одним выдающимся педагогом не был разработан воспроизводимый педагогический цикл, позволяющий последователям достигать таких же высоких результатов в обучении, как они.

Причина этого заключается в том, что методы выдающихся педагогов прошлого в значительной мере включали личность педагога. В этом контексте русский педагог-ученый Макаренко А. А всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас просто отсутствует все важные отделы производства: Все то, что отличается в этом высказывании необходимо для создания воспроизводимого педагогического цикла.

Именно воспроизводимый педагогический цикл может гарантировать достижение запланированного результата. Однако его создание — это очень сложная задача. Впервые эта задача решена в США усилиями выдающихся ученых Б. Ими была разработана педагогическая технология с воспроизводимым педагогическим циклом, гарантирующим достижения запланированных результатов. Педагогическая технология, возникшая на основе требований научно-технического прогресса второй середины ХХ века, и служит его ускорению.

Целью педагогической технологии является обеспечение достаточной эффективности образовательного процесса с гарантией достижения студентами запланированных результатов обучения, в условиях массового образования.

См. также